Абсолютные реалисты меня всегда настораживали. Они либо планируют править миром, либо уже им правят. Жуткие типы. (с) Дэя
Статья Марины, но она интересная и я со всем согласна.
Навеяно вчерашней дискуссией у Арнетт, а заодно и годами выгрызаемой значимости среди самых родных и близких. Немного грустная история о том, что нельзя все мерить деньгами... или почему авторы хотят денег.
Писательство - это хобби? Нет, леди и джентльмены, мнение "писательство - хобби" - это версия лайт. Представляю вашему вниманию хардкор: на самом деле писательство - это ни к чему не принуждающая бесполезная фигня.
Я пишу с пяти лет. Нет, это не шутка. Первый рассказ написала в тетради в очень крупную клеточку (помните еще такие?), печатными буквами и без знаков препинания. Потом последовали альбомы, тетради и множество вордовских файлов. Так вот, в тему хобби и иже с ними, я приходила домой после школы (института - бюджетного физ.мата (кто знает, тот поймет), работы, второго высшего) и писала. Много писала. Такие темпы, какими я строчила тогда, мне сейчас только снятся. Все потому, что я даже подумать не могла, что это станет делом всей моей жизни. Я писала черновики, складывала их горкой, исправляла опечатки и особо косые предложения, и на этом моя работа заканчивалась. Дальше сие творение уходило к читателям (единицам или многим), и я радостная и счастливая строчила дальше. Не задумывалась я тогда ни о логике персонажей, ни о линейности сюжета, ни о конфликтах. Ни о чем особо не задумывалась, могла бросить роман недописанным, свернуть или слить концовку. И да - тогда это было хобби. Весело выходило как раз потому, что за точкой были только читательские сюси-пуси, либо критические разборы, на которые я обижалась первые две минуты (а чего обижаться-то, это же хобби).
А потом случилосьстрашное нечто очень неожиданное. Я поняла, что собираюсь стать писательницей. И вот тут меня накрыло. Розовые очки сползли на уровень трусов, а потом и вовсе рухнули в пропасть. Причин было множество, но основных на тот момент выделила две. Я поняла, что:
1) Написать роман и проверить его на повторы - это не значит быть писательницей. Чтобы серьезно заниматься писательством, нужно задаваться вопросами для кого и зачем ты пишешь, тратить время на редактирование (логику персонажей и сюжета, проработку образов), вычитку и корректуру, прополку канцеляризмов и плеоназмов, развивать группу (сайт, блог), общаться с читателями, устраивать конкурсы, давать рекламу, рассылать рукописи по издательствам, и снова начинать писать. С нуля. Новый роман - со всеми вышеперечисленными пунктами. А потом следующий. И еще. И еще.
В некоторых читательских кругах очень странное отношение к деньгам. Мол, вы что - сочиняете только ради денег? Мой ответ: нет. И доказательство тому - все наши с соавтором книги, выложенные полностью и бесплатно и написанные искренне и от души. Но при всем при этом я хочу получать деньги за свое любимое дело, поэтому на нашей странице на СИ есть кнопки магазинов электронных книг. Хочу, чтобы помимо морального удовлетворения оно мне приносило еще и материальное.
Зачем издаваться? Конечно ради денег! И только ради денег! По крайней мере, у меня ощущение, что мнение бытует исключительно такое. Так вот, открою секрет - ни-фи-га. Издаваться нужно, чтобы о тебе узнало как можно больше читателей. Чтобы о твоих героях и мирах узнали и услышали люди. Чтобы они полюбили их так же, как и ты - всей душой и всем сердцем. Корысть, говорите? Ну-ну.
Плавно или не очень, мы подошли к тому, с чего все начиналось.
2) Писать серьезно невозможно. Писательство - это ни к чему не принуждающая бесполезная фигня. Просирание времени. Да-да, именно так считают все родные и близкие. Самые близкие! Не будем сейчас говорить просто об окружающих. Когда из месяца в месяц ты слышишь от родных: "Тебе же все равно делать нечего, займись тем-то и тем-то", - в голову приходят мысли о собственной... гм... некомпетентности. Ты сидишь и думаешь - за каким чертом я тут страдаю фигней? А когда наступает следующее утро, понимаешь, что для тебя это не фигня, садишься и пишешь снова. Исключительно ради денег, да. И ради славы. И конечно же чтобы тебе строчили комментарии в тысячу знаков по десять тысяч в день (кстати, это тоже корысть по мнению некоторых читателей). Автор должен всем и все, потому что он автор, но автору никто ничего не должен. Это такое негласное правило.
У меня ушло два года, чтобы приучить родных к тому, что для меня это серьезно. Что это не "писульки", не графомания, не прожигание времени и не хобби. Хотя до сих пор периодически высекаются искры.
Долго ли продержится автор на голом энтузиазме без денег, славы и комментариев, если пишет только ради этого? Ставлю на два месяца. Край - полгода, для особо выносливых и упоротых.
Но не бросают ведь! Не бросают потому, что пишут не ради денег. Не ради славы и не ради комментариев, а для читателей - чтобы читали и улыбались, для своих героев - чтобы оживали в людских фантазиях, для того, чтобы скрасить кому-то вечер, чтобы в мире стало чуточку светлее и теплее. И если бы мы были небесными существами, питающимися солнцем и воздухом, витающими в эфире облачками, уверяю, вопрос о деньгах не стоял бы вообще. Но увы - мы живем в материальном мире, а в материальном мире все гораздо прозаичнее.
Навеяно вчерашней дискуссией у Арнетт, а заодно и годами выгрызаемой значимости среди самых родных и близких. Немного грустная история о том, что нельзя все мерить деньгами... или почему авторы хотят денег.
Писательство - это хобби? Нет, леди и джентльмены, мнение "писательство - хобби" - это версия лайт. Представляю вашему вниманию хардкор: на самом деле писательство - это ни к чему не принуждающая бесполезная фигня.
Я пишу с пяти лет. Нет, это не шутка. Первый рассказ написала в тетради в очень крупную клеточку (помните еще такие?), печатными буквами и без знаков препинания. Потом последовали альбомы, тетради и множество вордовских файлов. Так вот, в тему хобби и иже с ними, я приходила домой после школы (института - бюджетного физ.мата (кто знает, тот поймет), работы, второго высшего) и писала. Много писала. Такие темпы, какими я строчила тогда, мне сейчас только снятся. Все потому, что я даже подумать не могла, что это станет делом всей моей жизни. Я писала черновики, складывала их горкой, исправляла опечатки и особо косые предложения, и на этом моя работа заканчивалась. Дальше сие творение уходило к читателям (единицам или многим), и я радостная и счастливая строчила дальше. Не задумывалась я тогда ни о логике персонажей, ни о линейности сюжета, ни о конфликтах. Ни о чем особо не задумывалась, могла бросить роман недописанным, свернуть или слить концовку. И да - тогда это было хобби. Весело выходило как раз потому, что за точкой были только читательские сюси-пуси, либо критические разборы, на которые я обижалась первые две минуты (а чего обижаться-то, это же хобби).
А потом случилось
1) Написать роман и проверить его на повторы - это не значит быть писательницей. Чтобы серьезно заниматься писательством, нужно задаваться вопросами для кого и зачем ты пишешь, тратить время на редактирование (логику персонажей и сюжета, проработку образов), вычитку и корректуру, прополку канцеляризмов и плеоназмов, развивать группу (сайт, блог), общаться с читателями, устраивать конкурсы, давать рекламу, рассылать рукописи по издательствам, и снова начинать писать. С нуля. Новый роман - со всеми вышеперечисленными пунктами. А потом следующий. И еще. И еще.
В некоторых читательских кругах очень странное отношение к деньгам. Мол, вы что - сочиняете только ради денег? Мой ответ: нет. И доказательство тому - все наши с соавтором книги, выложенные полностью и бесплатно и написанные искренне и от души. Но при всем при этом я хочу получать деньги за свое любимое дело, поэтому на нашей странице на СИ есть кнопки магазинов электронных книг. Хочу, чтобы помимо морального удовлетворения оно мне приносило еще и материальное.
Зачем издаваться? Конечно ради денег! И только ради денег! По крайней мере, у меня ощущение, что мнение бытует исключительно такое. Так вот, открою секрет - ни-фи-га. Издаваться нужно, чтобы о тебе узнало как можно больше читателей. Чтобы о твоих героях и мирах узнали и услышали люди. Чтобы они полюбили их так же, как и ты - всей душой и всем сердцем. Корысть, говорите? Ну-ну.
Плавно или не очень, мы подошли к тому, с чего все начиналось.
2) Писать серьезно невозможно. Писательство - это ни к чему не принуждающая бесполезная фигня. Просирание времени. Да-да, именно так считают все родные и близкие. Самые близкие! Не будем сейчас говорить просто об окружающих. Когда из месяца в месяц ты слышишь от родных: "Тебе же все равно делать нечего, займись тем-то и тем-то", - в голову приходят мысли о собственной... гм... некомпетентности. Ты сидишь и думаешь - за каким чертом я тут страдаю фигней? А когда наступает следующее утро, понимаешь, что для тебя это не фигня, садишься и пишешь снова. Исключительно ради денег, да. И ради славы. И конечно же чтобы тебе строчили комментарии в тысячу знаков по десять тысяч в день (кстати, это тоже корысть по мнению некоторых читателей). Автор должен всем и все, потому что он автор, но автору никто ничего не должен. Это такое негласное правило.
У меня ушло два года, чтобы приучить родных к тому, что для меня это серьезно. Что это не "писульки", не графомания, не прожигание времени и не хобби. Хотя до сих пор периодически высекаются искры.
Долго ли продержится автор на голом энтузиазме без денег, славы и комментариев, если пишет только ради этого? Ставлю на два месяца. Край - полгода, для особо выносливых и упоротых.
Но не бросают ведь! Не бросают потому, что пишут не ради денег. Не ради славы и не ради комментариев, а для читателей - чтобы читали и улыбались, для своих героев - чтобы оживали в людских фантазиях, для того, чтобы скрасить кому-то вечер, чтобы в мире стало чуточку светлее и теплее. И если бы мы были небесными существами, питающимися солнцем и воздухом, витающими в эфире облачками, уверяю, вопрос о деньгах не стоял бы вообще. Но увы - мы живем в материальном мире, а в материальном мире все гораздо прозаичнее.