
Тихонько копаю библиографию Достоевского для Фантлаба и не перестаю радоваться...
Складывается впечатление, что как мы сейчас сремся на форумах и дайрах, так во времена ФМ срались на страницах литературно-общественно-политических журналов. И еще похлеще! Схема буквально следующая: 1) А. пишет креатиф и публикует его в журнале. 2) Б. пишет в другом журнале разгромную статью на креатив А. 3) А. отвечает Б., что он козел, урод и "спервадобейся". 4) Б. отвечает А., что молодо-зелено и не надо быть Пушкиным, чтобы знать, как правильно пишется слово "корова". пп.3) и 4) повторяются до бесконечности, пока участникам не надоест или пока издание не прикроет цензура, которой надоест вычитывать всю эту хрень

Вот вам живой пример, с участием, ни много ни мало, Достоевского и Салтыкова-Щедрина:
читать дальше

Не так давно я написала статью про критику (признаюсь, несколько провокационную), которая была встречена бурным негодованием. Народ топал ногами и кричал - мол, а как же эти МТА нерадивые учиться-то будут, у кого, если не у нас, сердечных?.. Я искренне недоумевала, почему моя точка зрения вызвала такой бурный отрицательный! - отклик. Ведь по сути, в нем все расставлено по полочкам. О том, что не всякая критика одинаково полезна, а некоторая даже вредна.
Дабы не быть голословной, статья
Нам с соавтором в свое время очень пригодились мысли из отзывов (отнюдь не всегда хвалебных) наших читателей. Они заставляли нас смотреть на наши романы под другим углом и многое переосмысливать.
А как вы относитесь к критике и рецензиям? На что обращаете внимание, а что пропускаете мимо глаз и ушей? Любите ли сами критиковать - давать советы? Поделитесь опытом!




Приходится только удивляться тому,
как работает мироздание. Задумаешься о чем-то, и мгновенно приходит ответ. Вот
и прочитала сегодня о том, что авторы подходят к написанию текста рационально и
нерационально.
Рациональные авторы деловиты, они
пишут планы, тщательно продумывают персонажи и повороты в сюжете, не забывают
про логику и матчасть. Нерациональные - просто пишут, полностью отдаваясь
во власть творчества, и не особо раздумывают, что же там будет дальше, и чем
закончится книга. В первом случае ты идешь по выверенному маршруту, во
втором – ломишься сквозь заросли, не ведая, попадешь ли вообще куда-то. И
не знаешь что лучше: вдумчивое творение или писательский экстрим.
Долгое время я выбирала второе.
Придумывала идею и бросалась ее воплощать. Мне казалось, что если я продумаю
сюжет до конца и буду знать, что ждет моих героев, то потеряю интерес. Но
оказалось все совсем наоборот: после долгих блужданий в творческих лесах, чаще
всего я бросала произведение, а заодно и упускала хорошую идею.
О планах я задумалась, когда
пришлось почти заново переписывать книгу из-за больших сюжетных нестыковок.
Меня всегда удивляли авторы, которые писали план книги в деталях. Если мои
персонажи своими поступками или реакциями на события могли удивить, то они
заранее знали, как все работает, и направляли упрямого героя в нужную сторону.
Что достаточно удобно. Посудите сами: никаких провисаний в сюжете, лишних
метаний персонажей, логичность на месте, все выверено, красиво и гармонично, а
главное работает.
Увы, и сюда закрались недостатки. А
как же быть с творческим потоком, который никто не видел, но ощущал на себе не
раз? Любое произведение будь то книга, картина, музыка или танец наполнены
чувствами. Сколько не старайся, не вдохнешь в своих персонажей жизнь, не
позволив им быть теми, кем они сами того желают. Разумно планируя сюжет, мы
рискуем создать картонных героев с мыслями, но без сердца. Художественная
литература не диплом, не научная работа, которую можно подчинить разуму, а
творчество – спонтанно и неудержимо.
Каждый выбирает свой путь. Кому-то
нравится планировать, а кто-то любит блуждать новыми тропами. В творчестве нет
правил или законов, оно подчиняется нашим мыслям и фантазии. Главное найти золотую
середину и творить свои произведения, как нравится вам. Все познается на опыте.